|
Древние традиции изготовления ковров
Наиболее точная дата возникновения раннего ковроткачества скрывается в глубине веков, однако доподлинно известно, что именно Персия (а ныне – это государство Иран) стала первым центром коврового производства. Самый ранний, чудом сохранившийся до наших дней восточный ковёр, будучи ровесником персидской державы древних Ахменидов, был создан еще 2400-2500 лет назад. Такой возраст столь привычного для нас предмета интерьера очень трудно представить – ведь большинство вещей, окружающих нас, были изобретены совсем недавно – десятки, максимум сотни лет назад. К примеру, мобильные телефоны были изобретены только в 1983 году, а безлимитные тарифные планы на пользование сотовой сетью стали вводиться аж в XXI веке, тогда же появились первые ноутбуки, а проигрыватели DVD были пущены в массовое производство в 1999 году. Однако слово «производство» только лишь условно может относиться непосредственно к изготовлению персидских ковров, потому как здесь нет места шаблонам и какой-либо серийности – здесь царит только эксклюзив и полностью ручная работа. В Иране ковры ткутся всеми и повсюду: и отдельные семьи, и старинные ремесленные династии, и, разумеется, большие фабрики занимаются созданием великолепных ковров с различными типами узелков, а также и безворсовых моделей. Традиция искусства ковроткачества в Иране насчитывает уже много тысячелетий, а кроме того, имеет глубочайшие древние корни и теснейшую связь с местной культурой и. конечно же, народными обычаями – ведь секреты древнего ковроделия передавались веками из поколения в поколение. Техника изготовления тканых ковров практически не изменялась за многие века. Сейчас, точно так же, как и многие столетия назад, самые лучшие ковры ткутся исключительно вручную, шерсть мастера красят только натуральными красителями, и все так же скрупулезно они работают над орнаментами. Только таким способом может получиться самый настоящий персидский ковер. Почему же, все-таки, узелковый ковер ручной работы при точно таком же качестве пряжи может стоить в десять, а то и более, раз дороже своего собрата, который был соткан машиной? И ведь отнюдь не только потому, что он несет тепло человеческих рук. Все дело в том, что эти самые узелки, связанные руками людей, имеют уникальную форму и очень отличаются друг от друга. И, кроме всего прочего, существует также несколько типов узелков для ковров (так называемый «гордиев узел» и некоторые другие). Поэтому-то ведь двух одинаковых изделий ручной работы в мире просто и не существует, даже в том случае, если эскиз рисунка использовался один и тот же. Именно благодаря тому, что узелки немного неровные, порой даже неправильной формы, ковры, выполненные вручную, и приобретают то самое очарование, которое вряд ли можно передать словами. А вот машина же, напротив, делает как сами узелки, так и целые ковры абсолютно одинаковыми. К тому же, ворс настоящего ковра обязательно фиксируется на нитях основы небольшим узелком, и выполняется эта операция человеческими пальцами. А вот машина не умеет завязывать такие узелки. И поэтому ворс ковра, сделанного машиной, просто-напросто воткнут между основой и утком. Именно поэтому, безворсовые ковры, выполненные вручную, считаются более прочными и долговечными. Восточные ткачихи, эти поистине анонимные авторы ковровых шедевров, умело сочетают самые изящные узоры с невероятно бесподобной цветовой гаммой. Всевозможные рисунки персидских ковров, возможно, навеяны уникальными иранскими мозаиками или миниатюрами. Это действительно сложное искусство, которое демонстрирует высокую степень таланта, а также вкуса, упорства и изобретательности мастеров-художников. К тому же, для него требуется много месяцев бесконечного труда, а также усидчивости и очень больших затрат энергии и сил. Ковроткачество – это очень долгий, сложный и невероятно трудоемкий процесс. Только с недавних пор в Иране были внедрены в производство ковров новейшие моющие, красящие, а также прядильные аппараты. Основной материал, с которым имеет дело мастер-создатель ковра – овечья шерсть – дает небольшой набор цветов. Ведь в зависимости от масти обстриженной овцы, ее шерсть может быть белого цвета, коричневого, желтовато-коричневого, желтого или серого. Качество шерсти также часто различается в разных частях тела животного. Поэтому одна овца может давать до десяти разновидностей шерсти, которые затем тщательно разделяются очень старательными специалистами. После этого шерсть окрашивается естественными красителями, которые получают на основе древесины разных пород, а также из трав и овощей. Кроме этого, красители получают и из корней марены, оболочки грецких орехов, а также листьев винограда, стеблей спаржи, из кожуры гранатов, и даже иногда из прокисшего молока. Для крашения часто используются и минеральные вещества в их сочетании с каустической содой или же с лимонной кислотой. Эти ингредиенты необходимы именно для того, чтобы краска закрепилась на шерсти, чтобы предотвратить ее вымывание или стирание с готового изделия. Конечно же, ковры создаются не только из шерсти, но также и из всевозможных лоскутков ткани. И такие изделия имеют очень оригинальный и очень красочный вид. Рисунок на персидских коврах никогда не бывает просто случайным – ведь за выбором и расположением всех определенных элементов узора стоят устоявшиеся вековые традиции исламской культуры и искусства, а также, разумеется, талант и замысел мастера. Ведь на исконной родине этих великолепных изделий, в далекой жаркой Персии, до самого XIX века ковроткачество находилось в плену у мусульманских традиций, которые запрещали изображать живые творения Аллаха. (Действительно, сложно сравнить с современными тенденциями, когда можно изображать что угодно и где угодно, где каждый волен использовать то, что ему по душе, когда красивые номера, а не прекрасные произведения тканого искусства становятся пределом мечтаний). Именно поэтому за тысячелетнюю историю существования персидских ковров была сформирована целая система образов в виде различных символов и деталей орнамента, которые имели строго определенный смысл и свое собственное толкование. В немного угловатых ромбовидных цветах или листьях с зазубренными краями, в тончайшей ювелирной вязи, или же в мозаичном узоре можно прочесть строки из Корана, или же пословицы, легенды, а также пожелания будущему владельцу ковра. Волнистые или же ломаные линии часто обозначают воду – это символ жизни, а круги – это бесконечность мира, целой Вселенной. Некоторые же поистине сложные скрещения треугольников и квадратов на коврах обозначают небесные светила: звезды. солнце, луну. Цветовая гамма, в которой выполняется ковер, тоже очень важна. Персидские ковры, можно сказать, вобрали в себя всевозможные краски земли – так они могут отразить все многообразие окружающего мира. |
|||||